Типичные ошибки учащихся на егэ по русскому языку. Типичные ошибки в егэ по русскому языку Типичные ошибки в егэ русский

Основной период сдачи ЕГЭ подошёл к концу. Уже есть результаты первых экзаменов. О типичных грамматических и речевых ошибках рассказывает автор Telegram-канала «Неиностранный русский» , репетитор по русскому языку Даниил Ляхович.

Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого

Начнём с грамматических ошибок. Их даже в сильных работах выпускников бывает немало, из-за чего ребята теряют драгоценные баллы.

Одна из наиболее распространённых ошибок - нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. Проще говоря, главные члены предложения стоят в разных формах, и возникает путаница. Так, один из моих учеников написал на экзамене: «На войне умирают и страдают множество людей». Здесь налицо нарушение согласования: подлежащее выражено словосочетанием «множество людей» (ибо само по себе множество ничего не значит, так же, как и форма «людей» без слова «множество»), соответственно, сказуемые должны стоять в единственном числе.

Ошибки в управлении в разных частях речи

Выражения типа «Мы с братом смеялись с этого поступка» или «Ученые исследовали и рассказывали о поведении людей на войне» выдают незнание выпускниками норм управления. Ведь смеяться можно над чем-то, а исследовать - что-то, поэтому смешение разных глаголов с разным управлением под видом однородных членов - довольно грубая ошибка. Кстати, тенденция глагольного управления есть и в других языках. Например, во французском русским падежам соответствуют определённые предлоги, всё это тоже организует нашу речь.

То же самое можно сказать и про «с них смеялись». Да, в разговорной речи многие привыкли говорить «скучать по нам» и «позвони по приезду», хотя с точки зрения литературного языка эти выражения ещё не стали нормой. Так что грамотнее написать «скучать по вас» и «позвони по приезде». Полезно накануне экзамена сверяться со справочниками русского языка, например, с пособием Т. В. Шкляровой для абитуриентов, чтобы не допустить ненужных ошибок.

Ошибки в построении сложного предложения

Весьма часто выпускники неправильно строят сложные предложения, из-за чего возникают забавные казусы. Например, «так же автор показывает санитара, лишившегося на войне ноги, которой он не хотел» (орфография и пунктуация сохранены). Очень грустно думать, что человек может не хотеть иметь ногу, а вот не хотеть войны - вполне разумное желание.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, стоит внимательнее вчитываться в смысл написанных фраз. Посмотреть на них боковым зрением, с точки зрения эксперта. Когда абсурд станет ясен, вы невольно засмеётесь, это и будет сигналом к тому, что предложение нуждается в переработке.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Теперь перейдём к речевым ошибкам. Их в выпускных работах тоже великое множество. Есть среди них забавные и не очень.

По моим наблюдениям, едва ли не самая частая ошибка - нарушение лексической сочетаемости слов. Вроде бы и фраза построена верно, и смысл в ней есть, но отдельные обороты все равно вызывают смех, а подчас и горечь. «В картине описывается героическая оборона крепости и трудная жизнь её стен». Едва ли может быть какая-либо жизнь у стен, ведь они не люди и даже не растения. Поэтому куда изящнее было бы написать «трудная жизнь людей во время обороны Брестской крепости».

Здесь поможет только умение редактировать собственные тексты. Конечно, если вы прочтёте книги Нор Галь «Слово живое и мёртвое» и Корнея Чуковского «Живой как жизнь», будет ещё лучше. Но даже и без этого увлекательного чтения можно посмотреть на фразу глазами другого человека и подумать, что с ней не так. Тем, у кого развито образное мышление, поможет визуализация содержания предложения: нарисуйте стены крепости и подумайте, может ли у них быть жизнь.

Неоправданные повторы слов

Заметная тенденция последних лет в работах школьников - злоупотреблять словом «описывается». Война описывается, ситуация описывается, судьба описывается. Будто бы нет в русском языке других, более элегантных и подходящих по смыслу слов. Я думаю, что корень проблемы в отсутствии навыка работы со словарями. Тут поможет словарь синонимов: для этого необязательно брать в библиотеке увесистый том, можно воспользоваться сервисом «проверка слова» на сайте «Грамота.ру» или найти словарь Горбачевича в интернете. Дело нетрудное, но полезное.

Ещё один подобный бич - слово «также». Мало того, что ребята часто ошибаются в написании самого слова, так ещё и начинают с него едва ли не треть предложений в сочинении. Маститые филологи говорили мне о том, что начинать предложение со слова «также» - дурной тон. Действительно, в русском языке есть масса синонимов к нему: «кроме того», «и», «замечу, что» и т. д. Используйте их, а «также» приберегите для сложных предложений или однородных членов.

Плеоназмы

«Вчера состоялась первая премьера спектакля», «В марте месяце ещё холодно», «Мама подарила мне памятный сувенир» - все эти примеры отражают такое необычное явление в языке, как плеоназм, проще говоря, речевая избыточность. Да, слова мы выбираем разные, но смысл у них один и тот же. Философ Уильям Оккам призывал не множить сущности, этот принцип в полной мере работает и в языке. Не стоит дважды называть одно и то же понятие разными словами. На эту тему в ЕГЭ по русскому языку есть даже специальное задание - №20.

Чтобы избежать плеоназмов, задайте себе простые вопросы: «Март - это месяц года?», «Может ли быть сувенир не памятным, а повседневным?», «Бывает ли десятая премьера одной и той же постановки?», «Может ли быть автобиография не моей, а чьей-то ещё?». Ответы раскроют вам секрет логики языка и абсурд подобных фраз.

Неточный выбор слова, ошибка в употреблении паронимов

«США отказываются от предложения России помогать Сирии, так как это настраивает доверительные отношения между странами». Настроить можно программу, но никак не отношения. Их можно расстроить, но тогда слово «доверительный» совсем не к месту. А если мы хотим сказать об улучшении отношений, то можно использовать слова «укрепляет», «помогает выстраивать» и другие. Иногда вроде бы незначительная приставка напрочь меняет смысл слова.

На этом основаны многие паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Сравните «огородить забором участок» и «отгородить участок от другой территории». Разница всего лишь в одной букве, однако смысл поменялся существенно.

Паронимы - одна из самых сложных тем школьного курса русского языка. Все дело в том, что в ней нет системы правил и алгоритмов, которыми можно пользоваться, как это часто удаётся в других разделах языка. Здесь поможет только долгая и не всегда приятная работа со словарем паронимов. Полезно запоминать контексты, в которых употребляются слова, можно рисовать речевые ситуации и подписывать подходящие к ним словам. Такая техника может облегчить понимание.

Всем выпускникам, которые уже сдали ЕГЭ по русскому языку, я желаю удачи в поступлении в желаемые вузы, а будущим абитуриентам - успешно подготовиться к экзамену и не совершать ошибок предшественников!

Тавтология, канцеляризмы и гигантские предложения

«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее…». Никогда не начинайте так свой ответ на ЕГЭ, если не хотите потерять баллы. Канцеляризмы, тавтология, просторечия - беда современных школьников. О самых частых ошибках школьников на ЕГЭ рассказывает учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский» Даниил Ляхович.

«Вспоминаю случай, случившийся со мной пару лет назад», «в своём тексте автор рассматривает проблему на примере своей ситуации…» - таких примеров в сочинениях выпускников очень много. Объединяет их одно - тавтология, немотивированный повтор одних и тех же слов. Смысла они никак не добавляют, а вот баллы потерять можно. Кроме того, это заметно обедняет вашу работу, делает её блёклой и неприметной. Какой смысл писать сочинение, похожее на тысячи других. Вот-вот.

Совет. Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями. А пока проводите вечера в обнимку со словарём синонимов Кирилла Горбачевича.

«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее… Надо сказать, что указанная проблема актуальна и сегодня». Писать сочинение так, будто это справка из военкомата, - излюбленный приём школьников, но одновременно дурной тон. Даже руководство московского метро уже пишет объявления человеческим языком, а не птичьим.

Совет. Для начала прочтите книгу Корнея Чуковского «Живой как жизнь» и «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Потом проведите эксперимент: напишите любую фразу привычным канцелярским языком, а потом попробуйте сказать то же самое, но проще и понятнее. Оптимальная длина предложения в русском языке - 6-7 слов. Например, «в своём тексте автор поднимает проблему жадности» звучит куда проще, чем «в данном тексте русского писателя X рассматривается проблема того, что люди не делятся друг с другом имеющимися благами».

«Некоторые наши мечты могут обнадёжить нас» - написала одна моя ученица в сочинении. Вроде бы всё грамотно и толково, но чувствуешь, что не всё на месте. И точно - обнадёжить можно кого-либо, но мечты никак не обнадёживают. Сюда же относятся ляпы вроде «одержать первенство», «получить победу», «завоевать уважение».

Совет. Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово 20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу про себя и задуматься над её смыслом - всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.

Этот тип ошибки противоположен предыдущей. Если канцеляризмы мы используем для того, чтобы казаться умнее, то разговорные слова - чтобы сойти за своего парня. Фраза «Онегин мыкался в поисках любви» отдаёт грубостью, а «Обломов валялся на диване целыми днями» - непониманием речевой ситуации. Обе фразы можно сформулировать куда элегантнее: «Онегин находился в поиске любви», а «Обломов любил проводить время в своей постели».

Совет. Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: надо вам оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами, но стоит ли то делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?

Можно ли «иллюстрировать настоящую дружбу», «рассмотреть общение со всех сторон»? Трудно себе представить, не правда ли? В этих примерах налицо подмена понятий: очевидно, что можно рассмотреть проблему общения, но не само общение, можно привести пример дружбы, но не проиллюстрировать её. Таких ошибок немало в выпускных работах.

Совет. Представьте себе фразы так, как если бы они были использованы в прямом значении. Какие иллюстрации вы нарисуете к дружбе и как будете смотреть на общение? Вполне закономерно, что возникнут трудности. Это сигнал, что неплохо бы вместо видового понятия использовать родовое.

Многие мои и не только ученики любят писать фразами а-ля Лев Толстой. Видимо, это создаёт иллюзию собственной значимости. С длинными предложениями есть одна загвоздка: они трудно читаются и немудрено сделать в них много ошибок. Например: «В романе-эпопее Льва Толстого „Война и мир“ мы можем наблюдать пример искренней и чистой любви между двумя героями - Наташей Ростовой и Пьером Безуховым». Звучит красиво и пафосно, но на деле - слишком перегружено ненужными словами. Если вы напишете «Пример искренней любви мы видим в романе Льва Толстого „Война и мир“. Наташа Ростова и Пьер Безухов очень любят друг друга, создают крепкую семью, растят детей» - станет проще и лучше.

Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Допустим: «Поднимается проблема жестокого отношения к животным. Она актуальна сегодня. Люди продолжают убивать животных». По смыслу неплохо, но можно добавить союзы и объединить эти части в одно предложение.

Совет. Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами - это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», - тоже неудачная идея.

Паронимы - традиционно сложная тема. Если слова «дипломатичный» и «дипломатический» вызывают у вас панику - это повод заглянуть в словарь паронимов на сайте ФИПИ и в толковый словарь. С паронимами бывают и просто комичные ситуации: «Чичиков нашёл эффектное решение своим проблемам - скупить мёртвые души». Конечно, мертвецов скупают не каждый день, поэтому в своём роде это эффектный бизнес, но всё же точнее будет использовать слово «эффективный».

Совет. Чаще обращаться к словарю паронимов и толковому словарю, вдумываться в смысл фразы.

Школьники грешат неопределёнными словами в письменных работах. «Там Онегин влюбился в Татьяну», хотя куда лучше использовать «в деревне». «Автор считает, что это важный вопрос, что нам следует ценить дружбу. Это всегда актуально». Разумеется, по контексту фразы смысл понятен, но перебарщивать со словами вроде «это» или «туда» не стоит - это только вносит смуту в ваш текст и запутывает эксперта. Можно лишиться баллов за последовательность изложения. Оно вам надо?

Совет. Старайтесь обходиться синонимами, а не местоимениями. Никогда не начинайте абзац с местоимений - сразу будет непонятно, о чём идет речь. Поменьше местоименных наречий, указывайте время и место, пусть примерно. Это лучше, чем написать «там».

«Играть значение», «Вырвалось с языка», «лил как снег на голову» - странно, правда? Всё это примеры контаминации (смешения) фразеологизмов. Есть «играть роль» и «иметь значение», но почему-то мы норовим поменять местами глаголы в них и создать непонятную гидру. В результате - речевая ошибка и потерянные баллы.

Совет. Познакомьтесь с фразеологическим словарём русского языка, слушайте песни Высоцкого и Башлачёва - там много расщепленных фразеологизмов. Узнаете, как писать не надо, заодно познакомитесь с русской культурой.

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 10 основных проблем выпускников на госэкзамене по русскому языку.

Правописание безударных гласных в корнях слов

Например: к...рзина, закр...пить, в...ст...бюль

Несмотря на то что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов.

Чтобы не допустить ошибки в слове, в правописании которого мы не уверены, нужно подобрать однокоренное, в котором ударение падает на

проверяемую букву.

Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно как словарные просто заучить. Например: вестибюль, оказия, канонада.

Правописание "н" и "нн" в разных частях речи

Например: деревя(н/нн)ый стул, кожа(н/нн)ая сумка, связа(н/нн)ый бабушкой свитер

Вполне закономерная проблема, потому как правила, по которым согласную надо удваивать или нет, свои для каждой части речи. То есть заучивать надо много.

Одна "н" пишется :

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с одной "н": юность, пряности, нефтяник
  • в прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный, кожаный, серебряный
  • в отглагольных прилагательных: стираный, жареный, белёный
  • в кратких причастиях: названа, освоены
  • в наречиях, образованных от слов с одной "н": путано (путаный), чудесно (чудесный), ужасно (ужасный)

"нн" пишется:

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с "нн": воспитанник, современник
  • в существительных, в которых корень слова оканчивается на "н", а суффикс начинается с "н": малинник, дружинник, звонница
  • в прилагательных , образованных от существительных или прилагательных с помощью суффиксов -онн-, -енн: революционный, соломенный, внутренний (исключение: ветреный)
  • в прилагательных на -ованный, -еванный, -ёванный: привилегированный, арестованный, корчёванный
  • в прилагательных , образованных от существительных с основой на "н" и с помощью прибавления суффикса -н-: длинный, осенний, башенный
  • в полных страдательных причастиях прошедшего времени : купленный, обиженный, срезанный
  • в наречиях, образованных от слов с "нн": нечаянно (нечаянный), неслыханно (неслыханный), взволнованно (взволнованный).

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связей

Например, нужно расставить запятые в следующем задании:

Белые птицы()похожие на альбатросов()пролетали()над водной гладью()в которой()когда()наступала()ночь()отражалась()словно()укутанная смертным саваном()белая луна.

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается связанным с другой грамматической основой. Но в ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Если у вас нет врождённой грамотности, то учите правила или

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте предложение дважды: как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например:

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описание происходящего:

Меня удивляло, что его нет дома -

Союз "что" относится к "его нет дома", а "когда ни позвонишь" можно выкинуть, ведь мы не потеряем ключевой мысли автора. А если можно выкинуть часть предложения, то её нужно обособить запятыми.

Школьники не всегда могут определить, какой перед ними тип речи: повествование, рассуждение или описание

Экзаменуемым предлагается отрывок из текста, и они должны понять, что пытается во фрагменте сделать

В ЕГЭ это задание № 21. Школьники, не находя аргументации или вывода (свойственным рассуждению), путают последний тип речи, например, с повествованием. Однако нужно запомнить, что:

Повествование - автор рассказывает о чём-то, причём в определённой последовательности. Как правило, в таких текстах есть действия, процессы. О них повествуется с помощью (часто большого количества) деепричастных оборотов, глаголов. Читателю предлагают "набор" фактов.

Рассуждение - автор пытается что-то доказать, объяснить (себе или читателю) или просто размышляет над какой-то проблемой. Нужно найти в тексте тезис (утверждение), аргументацию и вывод. Или хотя бы две такие составляющие.

Описание - с его помощью автор хочет, чтобы читатель имел представление о каком-то конкретном событии, предмете, процессе и т.д. Не будет никаких сторонних отвлечений от описываемого, а в речи, скорее всего, будет присутствовать много определений, выраженных прилагательными или, например, причастиями.

Школьники плохо определяют, за счёт чего одно предложение связывается с другим

В экзаменационном варианте это задание № 23. Нужно найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения, лексического повтора, форм слова или, например, предлогом с местоимением

Например, в этом задании нужно определить, какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора:

8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11) Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Только предложения 10 и 9 связаны с помощью лексического повтора, а именно повторяющегося местоимения "он".

Предложения 14 и 15 связаны с помощью личного местоимения "он" (нет никакой стилистической фигуры - лексического повтора); предложение 15 и 16 - с помощью форм слова "лесник"; 16 и 17 - форм слов "на озере - на озеро", "Берга - Берг"; 18 с предыдущим - личного местоимения "он".

По словам экспертов ФИПИ, сложности выполнения такого задания возникают у выпускников, когда нужно различить форму слова и лексический повтор.

В этом случае экзаменуемому нужно обратить внимание на то, что слово (в случае с лексическим повтором) употребляется ещё раз, так как выполняет особую стилистическую задачу .

Школьники тяжело запоминают, что такое: метафоры, градации, контекстные антонимы

К сожалению, средства художественной выразительности, которые нельзя "опознать" по части речи (это, например, олицетворение или эпитеты), выпускники либо путают, либо просто не учат. А всё потому, что некоторые тропы встречаются редко, а потому работает "авось"

Несмотря на то что львиную часть средств художественной выразительности можно увидеть только на экзамене по литературе, знать, что такое метафоры, парцелляция, градация, гипербола или, например, литота, всё же нужно. Да, попадается "ночьулицафонарьаптека" редко, но риски есть. Не говоря уже о "скрытом сравнении" (метафоре), которую в большинстве случаев в вариантах ответа предлагают... Правда, её чаще всего нет.

"Плохое" выражение собственного мнения. И отсутствие к нему аргументов из прочитанного текста

После того как вы определили, какую проблему в тексте поднимает автор, нужно её прокомментировать, а также рассказать, почему вопрос кажется вам важным. И, по правилам 2016 года, нужно обязательно опираться в своей аргументации на предложенный фрагмент произведения

Согласно аналитике экспертов ФИПИ, новые требования (среди которых "наличие примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы", "комментарий проблемы с опорой на исходный текст") привели к тому, что задание к сочинению (К2, комментарий к проблеме) правильно выполнило только 64% выпускников (в 2015 году - 87%).

О новых требованиях помнят не все, но что ещё важнее - правильно цитировать в школе редко учат. Нужно уметь не только писать предложения с прямой и косвенной речью, но и логично вплетать авторский текст в свой.

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Школьники не замечают орфографических и речевых ошибок в своих сочинениях, потому что "натасканы" на их поиск в тестовых заданиях

Как подчёркивают специалисты ФИПИ, для всех экзаменуемых (вне зависимости от их результатов) характерен недостаточный уровень практической грамотности. Результаты выполнения сочинения показали, что выпускники отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным правилам, действуя по собственному алгоритму. Однако отдельные группы школьников с такими заданиями справляются только в условиях поставленной задачи, теста: как только участники ЕГЭ попадают в условия самостоятельного письма, эти знания остаются невостребованными.

Можно носить платье болотного цвета, но болотистой может быть только местность, земля, почва, так как значение прилагательного "болотистый" близко к "топкий" (имеется в виду, что территория топкая, как на болоте).

Чтобы справиться с таким заданием, нужно (если вы не обладаете особым грамматическим слухом) паронимические пары заучить. Их очень много, но есть самые популярные, которые в ЕГЭ могут оказаться с наибольшей вероятностью.

В том числе: болотный - болотистый, адресат - адресант, одеть - надеть, невежа - невежда, удачливый - удачный, различать - отличать, благодарный - благодарственный, будний - будничный, костный - костяной, каменный - каменистый, соседний - соседский.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Например: лес(т)ница, чу(в)ствовать, опас(т)ный

Среднее общее образование

Русский язык

ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

В 2018 году госэкзамен по русскому языку прошел символично в день рождения А.С. Пушкина. Какие типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку допустили выпускники, можно сказать уже сейчас, опираясь на анализ выполнения работ прошлых лет. Как правило, наиболее сложными заданиями оказываются № 19, № 22 и № 24, а также сочинение. О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Задание из демоверсии 2018 года:

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

В ответ могут быть записаны все цифры - как в данном случае. Это значит, что нет условий, препятствующих постановке запятых: нет однородных членов или однородных придаточных, связанных союзом «и», нет помехи справа (требующей бездействия по аналогии с правилами дорожного движения). Чаще всего выпускники допускают ошибки, связанные с союзом «и».

Способ тренировки: Педагог готовит карточки с подходящими, на его взгляд, предложениями, оформляет пунктуационно сложные места цифрами. Ученики, каждый в своей карточке, отмечают, где нужно или не нужно ставить запятые.

Прием самоконтроля для учеников: подчеркивание грамматических основ.

Пример предложения для тренировки:

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

Пособие представляет собой обобщённое изложение в таблицах всех основных правил русской орфографии и пунктуации. С помощью этого пособия навыки грамотного письма вырабатываются автоматически в результате непроизвольного запоминания правил. Книга предназначена учащимся средней школы и учителям русского языка, которые могут использовать её на уроках в качестве наглядного материала.

Задание 22

Базовый уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.

Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие - ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.

Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.

Пример 1

Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.

Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»

Пример 2

Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.

Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.

Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.

Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

Задание 24

Высокий уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Средства связи предложений в тексте.

Задание по тексту. Примеры: «Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного». « Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения». Не указано, сколько должны быть правильных ответов, что создает дополнительные трудности - связанные с этим ошибки отражают недостаток знаний.

Подсказка: Связь двух предложений осуществляют какие-то два слова. При этом одно из слов находится в последующем предложении, а другое - в предыдущем.

Типичные ошибки в данном задании:

    Выбор предложения, в котором местоимение заменяет существительное в этом же предложении.

    Определение местоимения «я» в качестве средства связи.

    Определение местоимения «его» в качестве личного, когда оно является притяжательным, и наоборот.

Пример задания для тренировки:

Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Фрагмент текста: (15)Сожги это письмо, тебе одной на всем свете могу я рассказать про это, - Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шел последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребенок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

ЕГЭ-2018. Русский язык (60×84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 10 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 250 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания заданий с развернутым ответом части 2. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Сочинение

Основные ошибки в сочинениях:

    Отсутствие комментария.

    Отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора.

    Отсутствие ответа на проблемный вопрос.

    Грамматические ошибки.

    Пунктуационные ошибки (между однородными членами, в сложном предложении, при обособленных членах предложения, при вводных конструкциях).

    Синтаксические ошибки.

    Фактические ошибки.

    Преобладание композиции над содержанием.

    Злоупотребление фразами-клише.

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо обладать навыком анализа языковых единиц. Подчас, даже находя верный ответ на вопрос, школьник не всегда может объяснить свой выбор. Отметим, что обучение языковому анализу и другие важные аспекты учитываются авторами корпорации «Российский учебник» при составлении учебно-методических комплектов.

И всё же школьники удивили. Примеры подсказала председатель предметной комиссии по русскому языку, завкафедрой языкового и литературного образования Челябинского института повышения квалификации (ЧИППКРО) Татьяна Соловьёва.

Страсть как любит Родину

«Русский язык - это серьёзный предмет, который нужно изучать в комплексе. Например, недостаточное владение фонетикой даёт сбои в орфографической грамотности. В этом году мы отметили ошибки, которых не было в прошлые годы: черезвычайно и мысыль - как говорят, так и пишут.

Многие по-прежнему не могут дать определение понятиям. «Подвиг - это нечто большее и меньшее, как и всё в нашей жизни». «Любовь - бывает разная, бывает к природе, к Родине или к чтению».

Мы видим отсутствие начитанности. У детей вместо начитанности наслышанность какая-то. И выстраивая аргументы, они делают ссылки на комиксы, компьютерные игры и даже на несуществующие произведения. «О. Генри «Дары волков» (а не волхвов)», или в этом году многие дети ссылаются на произведение «Дед Мазай», правда, у Некрасова «Дедушка Мазай». Ещё пишут русско-народное произведение «Дед Мазай». Я впервые о таком слышу.

Не хватает детям фоновых знаний, мне иногда кажется, что они не изучают историю, раз не сдают. Поэтому в сочинениях Тарас Бульба, оказывается, защищал Золотую Орду, в другом сочинении пишут, что он боролся со Шведами (с большой буквы). В «Войне и мире» солдаты возвращаются с Куликовской битвы, Павлик Морозов сдал свою семью фашистам, Дантес оскорблял жену Пушкина, поэтому Пушкин вызвал его на дуэль.

Я уже не говорю, о том, что неправильно употребляют имена авторов. В конце отрывка пишется (по Паустовскому, по Искандеру - в дательном падеже). И дети пишут: «в своем тексте Ф. Искандеру…». В этом году было: «произведение написано Львым Толстым», «Сент-Зюпери».

Выпускник должен быть взрослым человеком, он аттестат зрелости получает. Должен следить и за своим речевым поведением (стилистическими ошибками):

«Солдат стоит на ночном шухере», «мы с подругой шарились по магазинам», «один мой знакомый страсть как любит Родину».

Часто выпускники используют слова, значение которых либо не знают, либо понимают неверно:

«Доктор пошёл на совокупление со своей совестью». Сочинение - не диктант, можно ведь выбрать другой вариант слова. Это речевая небрежность, неуважение к себе и языку и экспертам.

Красиво говорить не запретишь

Часто выпускник хочет говорить красиво: «Белый снег накрыл землю, как жених невесту». «Муж любит жену, жена любит мужа - это горе они пронесли через всю жизнь». «Перевернуть жизнь с ноги на голову».

Пренебрежение лингвистикой как основой правильной речи приводит к грамматическим ошибкам: «Жадливость», «Никто не предложил ему помощи, что говорит о чёрствости их души».

Есть такой критерий оценки сочинений, как этические ошибки - их немного, всего 1,5%.К примеру: «да у нас стране все воры».

В этом году снизили балл в такой работе, где школьник написал: «Я согласен с мнением автора и попробую закрепить эту идею в вашем сознании».

И всё же в 2018 году ошибок стало меньше. Лишь 34% выпускников написали работу без орфографических ошибок, чуть хуже с пунктуацией. Грамматических ошибок не делают 36% школьников, речевых - не допускают 37%.

Немного о скандалах на ЕГЭ

Интересно, что у выпускников накопилось немало претензий к самим проверяющим. Многие открыто высказывают недовольство предвзятостью в оценке такой части экзамена, как сочинение. «Я сдал русский на 73 балла, это очень плохо, - рассказывает выпускник челябинской гимназии №80, стобалльник по географии Евгений Вдовкин . - До того как я узнал результат, я считал себя умным человеком. У меня было 2 ошибки в тесте, а сочинение написано на 14 из 24 первичных баллов.

Оценку снизили из-за того, что я неправильно указал проблему в тексте. Но я увидел другую и доказывал её, аргументированно и логично. Но, видимо, если твоя точка зрения не совпала с точкой зрения проверяющего или с определённым, известным списком проблем, то не видеть тебе сто баллов».

С аналогичной проблемой столкнулись школьники в Свердловской области. Многие получили ноль баллов за эссе в экзамене по английскому языку, потому что не использовали слово «успех», когда в задании их просили раскрыть тему «Ранний выбор профессии как ключ к будущему успеху».

«С проблемой, конечно, будут разбираться, - прокомментировала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова . - Но нужно сказать, что некоторые задания вполне конкретны, а собственная точка зрения выпускника должна доказываться аргументированно, опираясь на текст. Здесь не требуется фантазий».

«По каждому предмету комиссии получают примерные ответы, направления ответов, - поддерживает Татьяна Соловьёва. - Например, в тексте по русскому языку выделены проблемы и по каждой проблеме сформулирована позиция автора. Так же видимо в английском языке.

Утверждение школьника и его аргументация, которая при этом противоречит позиции автора, не может оцениваться как правильная. Если ученик несколько иначе формулируют проблему, то предметная комиссия ее засчитывает. Но только если это соответствует не внутренним убеждениям выпускника, а тексту, позиции автора».