Налоговая ставка по налогу на имущество 1.1. Движимое имущество компании: что входит в понятие и как меняется налогообложение

В кодексе больше нет льготы по движимому имуществу. Все компании теперь плалят налог на движимое имущество с 2018 года. Облагать имущество будут по ставке в 1,1%. Сам налог не является нововведением, однако до поправок он платился в льготном режиме. Эта льгота отменена с 2018 года.

Налог на движимое имущество юридических лиц в 2018 году: в каких регионах нужно платить налог

Теперь льготу на освобождение от налога будут рассматривать региональные власти. Если субъект РФ принял закон без поправок, тогда с 2018 года облагаться будет всё движимое имущество в компании. Предельно допустимая налоговая ставка равна 1,1%. Не выше этого уровня, остальное на усмотрение региона.

Кто платит налог?

Налог платят все юридические лица, находящиеся на ОСНО. Организации на УСН и ЕНВД как не платили, так и не будут его платить. Такое разделение обосновано тем, что последние и так платят налог с недвижимого имущества по кадастровой стоимости. Так что, налогом на движимое имущество их решили не обременять.

Налог на движимое имущество с 2018 года в Москве

Налог на движимое имущество с 2018 года в Москве будет действовать с поправками, то есть льготы останутся в прежнем режиме. Это же касается и Нижегородской области. В сентябре 2017 года обе области приняли закон о применении льгот на территории субъекта РФ.

Срок оплаты платежей

Сроки уплаты авансовых платежей и налога на движимое имущество устанавливают региональные власти. Соответственно, в разных регионах такие сроки могут различаться.

Таблица 1. Регионы, в которых установили освобождение от налога*

Регион Компании Имущество Основание
Вологодская область Которые инвестируют в основные средства при соблюдении требований областного закона о налоге на имущество Закон Вологодской области от 28.12.17 № 4269-ОЗ
Ивановская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Ивановской области от 11.12.2017 № 94-ОЗ
Калининградская область Которые ведут деятельность, перечисленную в пункте 10 статьи 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 № 336 Принято на учет в 2013 году и позже Закон Калининградской области от 28.11.2017 № 118
Липецкая область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ
Московская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ
Нижегородская область Которые занимаются:
- обрабатывающим производством;
- научными исследованиями и разработками;
- автомобильными перевозками льготников по регулярным маршрутам
Закон Нижегородской области от 08.11.2017 № 152-3
Учреждение, созданное Нижегородской областью или ее муниципальными образованиями, финансируемое за счет средств областного, местного бюджета или территориального фонда ОМС Принято на учет в 2016 году и позже и не сдано в аренду
Республика Бурятия Все Железнодорожный подвижной состав, дата производства - 2013 год и позже
Санкт-Петербург Все Принято на учет в 2013 году и позже, с даты выпуска прошло не более 3 лет
Саратовская область Все Отнесено к категории инновационного высокоэффективного оборудования (п. 9 ст. 2 Закона Саратовской области от 24.11.2003 № 73-ЗСО)
Свердловская область Которые перечислены в пп. 3 и абз. 3 пп. 4 ст. 1 закона Принято на учет с 1 января 2013 года, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации и в результате передачи имущества Закон Свердловской области от 07.12.17 № 124-ОЗ
Смоленская область Резидент или инвестор Приобретено в Смоленской области при выполнении инвестиционных проектов или контрактов. Исключение - некоторые виды транспортных средств Законы Смоленской области от 15.11. 2017 № 137-зи от 06.10.2017 № 95-з
Челябинская область Которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, лизинговыми компаниями. Принято на учет в 2013 году и позже Закон Челябинской области от 27.12.17 № 649-ЗО
Чеченская Республика Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Чеченской Республики от 27.11.2017 № 45-рз
Чукотский автономный округ Органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора Принято на учет в 2013 году и позже Закон Чукотского автономного округа от 19.12.17 № 103-ОЗ
Ярославская область Все Принято на учет в 2016 году и позже

Таблица 2. Регионы, в которых установили пониженные ставки

Регион Ставка, % Компании Имущество Основание
Астраханская область 0,5 Те, кто добывает углеводороды в российском секторе Каспийского моря Принято на учет в 2013 году и позже
Еврейская автономная область 0,5 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Еврейской автономной области от 30.11.2017 № 194-ОЗ
Камчатский край 0,6 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Камчатского края от 02.10.2017 № 147
Пензенская область 0,55 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Пензенской области от 20.12.17 № 3127-ЗПО
Рязанская область 0,6 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Рязанской области от 27.11.2017 № 87-ОЗ
Тульская область 0,55 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Тульской области от 30.11.2017 № 82-ЗТО
Тюменская область 0,55 Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Тюменской области от 24.10.2017 № 74

Таблица 3. Кто должен платить налог на имущество по ставке 1,1 процента

Регион Компании Имущество Основание
Астраханская область Все, кроме тех, кто добывает углеводороды в российском секторе Каспийского моря Принято на учет в 2013 году и позже Закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ
Владимирская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон владимирской области от 27.12.17 № 135-ОЗ
Волгоградская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД
Курская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Курской области от 24.11.2017 № 78-ЗКО
Республика Бурятия Все Принято на учет в 2013 году и позже, кроме железнодорожного подвижного состава Закон Республики Бурятия от 10.10.2017 № 2568-V
Санкт-Петербург Все Активы, принятые на учет с 2013 года, за исключением тех, что выпущены менее 3 лет назад Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129
Саратовская область Все Все движимое имущество, принятое на учет с 2013 года, кроме инновационного высокоэффективного оборудования Закон Саратовской области от 28.11.2017 № 112-ЗСО
Свердловская область Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Свердловской области от 07.12.2017 № 124-ОЗ
Республика Татарстан Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон республики Татарстан от 22.12.17 № 97-ЗРТ
Ханты-Мансийский автономный округ Все Принято на учет в 2013 году и позже Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 20.12.17 № 92-оз
Ярославская область Все Принято на учет в 2013-2015 годах Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з

Налог на движимое имущество до 2018 года

В Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, которые разделили движимое имущество на две категории – облагаемое и необлагаемое. Так, до 2018 года имущество, входящее в первую и вторую амортизационные группы Классификатора основных средств, не облагалось налогом. Эти основные средства не попадали под налогооблагаемую базу.

Облагаться налогом продолжило движимое имущество, приобретенное раннее 2013 года. То основное средство, которое было поставлено на учет позднее, попадало под льготу и освобождалось от налога.

Важно: если юридическое лицо приобретает основное средство после решения о ликвидации/реорганизации фирмы, или происходит передача движимого имущества взаимозависимыми лицами – это не освобождает от уплаты налога.

Такие правила действовали до конца 2017 года. Налог на движимое имущество с 01.01.2018 будет платиться по-новому. Перед тем как перейти к теме изменений в законе, следует определить само понятие «движимое имущество».

1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.

2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие .

3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.

Налог на имущество организаций: недвижимое имущество

Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1 , пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:

  • недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
  • жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.

Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:

  • , например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ ;
  • жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.

Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Налог на имущество организаций: движимое имущество

Налог с движимого имущества c 01.01.2019 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Налог на имущество предприятий: налоговая база

По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375 , 378.2 НК РФ).

Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды

Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Налоговый период по налогу на имущество

Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Ставка налога на имущество юрлиц

Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).

Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Расчет налога на имущество организаций

Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.

И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества

Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):

Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:

Расчет налога выглядит так:

Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества

Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

Срок уплаты налога на имущество организаций

Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан - 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).

Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество

Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.

Представление отчетности по налогу на имущество организаций

Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:

Вид отчетности Когда представляется Крайний срок представления
Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество (Приложение № 4 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) По итогам отчетных периодов Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 386 НК РФ)
Декларация (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) По итогам года Не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 386 НК РФ)

Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.

Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.

Нюансы уплаты и сдачи отчетности

Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:

Местонахождение имущества Куда уплачивается налог
Имущество находится по местонахождению организации (п.п. 3 , 6 ст.383 НК РФ) В ИФНС, где организация состоит на учете
Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) В ИФНС, где ОП состоит на учете
Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество

Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Если имуществом организация владела не целый год

Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:

При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:

  • если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
  • если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.

С 2018 года изменился порядок налогообложения движимого имущества организаций, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Организации освобождаются от уплаты налога на движимое имущество, если в регионе принят закон, который установил такую льготу. Если же субъект РФ на 2018 год не принял решение о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% ().

Что, по мнению финансистов, понимается под термином "категория налогоплательщиков" и "категория имущества" в целях применения налоговых льгот либо пониженной ставки по налогу на имущество и налогу на прибыль для организаций? Ответ – в материале "Ставки по налогу на имущество организаций" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите на 3 дня бесплатно!

Разъяснено, что применение пониженной ставки в 1,1% не применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми. Иными словами, движимое имущество, которое до 2018 года не освобождалось от налогообложения, не может облагаться в 2018 году по льготной ставке 1,1%.

Узнать о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно из нашей .

До 2019 года в объект обложения включалось и движимое имущество (за исключением движимого имущества, которое относится к 1 и 2 амортизационным группам - пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 2019 года федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ исключил из объекта обложения налогом на имущество организаций движимое имущество. Таким образом, с 2019 года движимое имущество организации налогом на имущество облагаться не будет. Это касается и движимого имущества, которое приобретено до 2019 года. С 2019 года налогом на имущество облагается только недвижимое имущество.

Тот же закон N 302-ФЗ отменил, с 2019 года, льготу по налогу на имущество с движимого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ) за ее ненадобностью. Необходимость в этой льготе отпала, так как движимое имущество не может в принципе облагаться налогом, так как оно не относится к объекту обложения налогом.

Данное освобождение будет касаться и концессионных соглашений. Концессионное соглашение – это такая форма партнёрства между государством и частным сектором на взаимовыгодных условиях, где правительство передаёт в управление часть своих активов и оказания услуг, для повышения эффективности экономики.

Освобождение организаций от налога на всё движимое имущество, является мерой по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей и входит в государственную налоговую политику, запланированной на период с 2020 по 2021 год, целью которой направлена на амортизацию основных мощностей организаций и более ускоренного внедрения развития новых технологий российского промышленного сектора.

Как снизить в настоящее время?

Существуют вполне реальные и законные способы снижения налога на имущество организаций, причем, не прибегая к уголовно наказуемым ухищрениям и прямому обману государства, нужно только знать о некоторых тонкостях налогообложения и коллизиях действующих правовых актов, тогда можно прийти к существенному уменьшению имущественного налогообложения.

Методы минимизации налога на имущества делятся на две категории:

    перемещение актива в другую фирму (или к ИП), которая не платит налог вообще; не платит его с конкретного имущества или может воспользоваться льготой по налогу;

    уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете.

Варианты законного снижения налогооблагаемой базы:

    За счет списанной сырьевой базы, переданной на нужды производства. В любом структурном предприятии практикуется политика списания затрат на расходные материалы, причем можно применять различные способы: по методу первого поступления – списание происходит наиболее дорогостоящих составляющих, из расчета последней поставки, с применением среднего расчета стоимости определенной группы материалов. Эта методология позволяет списать по максимальной стоимости затрачиваемых в производстве материалов, в результате себестоимость выпускаемых изделий повышается, а суммы прибыли идут на минус. В балансе отражается меньшая стоимость активов, что, несомненно, приводит к значительному снижению имущественного налога.

    За счет переоценки стоимости основных активов. Многие предприятия оптимизируют имущественное налогообложение именно по этой методике, то есть приводят к восстановлению рыночной стоимости основных активов. Но здесь присутствует своя степень риска: точно установить рыночную цену не представляется реальным, поскольку, например, в разные периоды одно и то же оборудование может значительно разниться по стоимости. Но если принимать во внимание наименьшую его стоимость в определенный период, то можно резко снизить стоимость всех активов, правда, с привлечением узких специалистов по оценке здесь будет трудно обойтись. Все это приведет к снижению чистого актива предприятия, но здесь прослеживается и другая сторона медали в виде недоверия инвесторов и кредиторов. Но налоговая база будет значительно снижена.

    С применением методики консервации основных фондов. Этот способ применим только в одном случае: когда имеющиеся активы лежат неподъемным налоговым бременем, но и полностью реализовать их нецелесообразно, в будущем они могут стать основными материальными средствами. В этом случае издается приказ руководства предприятия об их заморозке, с обязательным уведомлением налоговых органов.

    Уменьшение базы на основе проведенной инвентаризации. Если при проведении ревизии обнаружатся морально устаревшие, негодные к применению выпущенные изделия, или технологическое оборудование для выпуска снятой с производства продукции, оно подлежит списанию, то есть уменьшению налоговой базы.

    Учет морально устаревшего оборудования. Уже никто давно не пользуется печатными машинками или компьютерами первых выпусков, но они продолжают оставаться на балансе предприятия, следовательно, подлежат налогообложению. Выявленная оргтехника, которая не отвечает современным требованиям, может быть списана, но фактически ею можно будет пользоваться еще какое-то время, пока она полностью не выйдет из рабочего состояния. Здесь следует заняться оформлением акта об утилизации, с одновременным оприходованием ценных запасных частей, тем самым добиться поставленной цели.

Будущие способы снижения имущественных налогов

Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в следующем:

    В передаче части имущественных прав «дочерней» компании, работающей в тандеме с основным предприятием.

    Переход на упрощенный вид налогообложения. Но воспользоваться этим способом может не каждое предприятие, а только те компании, у которых годовой доход не превышает 15 млн. руб.

    Сокращение издержек, и как один из способов – приобретение оборудования, автопарка по лизинговой схеме. Здесь просматривается одна особенность: все активы должны числиться на балансе лизингодателя, в противном случае снизить фактическое налогообложение не получиться.

Снизить налогообложение разрешено предприятиям, занимающимся переработкой и сохранением продукции сельскохозяйственной сферы речным или морским отловом рыбы и морским промыслом, но с условием, что доля выручки от этой деятельности превышает 70% от общей прибыли компаний.

Также могут быть освобождены, либо значительно снижено налогообложение у тех предприятий и компаний, у которых в штате более 50% сотрудников имеют статус инвалидов.

Аналогичные послабления имеют общественные организации и кооперативы, в которых задействован труд инвалидов.

На правительственном уровне полностью отменен сбор имущественного налога с компаний, относящихся к определенному виду хозяйственной деятельности:

    Обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство или культурные центры досуга.

    Занимающиеся охранной природы и окружающей среды, пожарной безопасностью населения либо вопросами гражданской безопасности.

    Морские суда с атомным типом двигателей, трубопроводы магистрального типа, пути Ж\Д сообщения, общественные автомагистрали.

    Технические средства спутниковой связи.

    Государственные земли.

Полный перечень организаций и компаний, которые могут использовать льготное налогообложение (читай - нулевое) закрыт для обнародования, и может быть предоставлен только компетентным органам по запросу суда.

Теперь налогом будет облагаться только недвижимость. В результате чего компании получили в свои руки эффективный инструмент налогового планирования. В связи с чем сейчас самое время обобщить накопленный компаниями опыт оптимизации налога на имущество. Ведь на практике разработано достаточно много способов снижения нагрузки по данному налогу.

Оптимизация с помощью арендных отношений

С помощью договора аренды можно не платить налог со стоимости неотделимых улучшений.

Есть основания считать, что имеется возможность не платить налог на имущество с момента создания неотделимых улучшений и до окончания срока договора аренды. Улучшения увеличивают базу по налогу на имущество арендодателя только после их передачи на его баланс. Арендатор же не платит налог, поскольку не учитывает их в бухучете в качестве основного средства.

Компания передает в аренду недвижимое имущество дружественному контрагенту. Арендатор, в свою очередь, производит капитальные вложения в объекты основных средств с согласия арендодателя. По условиям договора должны учитываться на балансе арендодателя. Гражданское законодательство также говорит о том, что такие улучшения изначально являются собственностью арендодателя (п. 4 ст. 623 ГК РФ).

Однако арендодатель не принимает их на свой баланс вплоть до окончания срока действия договора аренды, поскольку ему может быть попросту неизвестно о том, что неотделимые улучшения были произведены. Арендатор вплоть до окончания договора не извещает арендодателя ни об объемах произведенных работ, ни об их стоимости. При этом срок аренды может быть сколь угодно долгим.

Когда действие договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения передаются арендодателю, что оформляется актом. На дату передаточного акта собственник включает их в состав своих основных средств. И только с этого момента начинает платить налог на имущество.

К тому же при возврате неотделимых улучшений арендатор вполне может «забыть» передать собственнику документы, подтверждающие стоимость работ. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства не увеличится, как и база по налогу на имущество.

В данном случае налоговые риски падают на арендатора. Так как, по мнению Минфина России, с момента ввода улучшений в эксплуатацию и до передачи их арендодателю балансодержателем завершенных капитальных вложений является арендатор (письма от 03.11.10 № 03-05-05-01/48, от 01.11.10 № 03-05-05-01/46, от 24.10.08 № 03-05-04-01/37). И до момента выбытия он должен учитывать неотделимые улучшения на своем балансе и платить налог на имущество. Отметим, что под выбытием чиновники подразумевают окончание договора аренды. Аналогичного мнения придерживаются и судьи ВАС РФ (определение от 26.03.12 № ВАС-2715/12).

Избежать таких претензий можно двумя способами. Прежде всего, не вводить неотделимые улучшения в эксплуатацию до момента окончания договора аренды. Однако в этом случае стороны договора аренды на общем режиме теряют возможность амортизировать стоимость капвложений в налоговом учете. Напомним, что в зависимости от того, возмещаемые улучшения или нет, это имеет возможность делать либо арендодатель, либо арендатор.

Еще один способ снижения риска – сделать арендатором компанию на спецрежиме, например на УСН с базой «доходы минус расходы». Такая компания будет освобождена от обязанности по уплате налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При этом расходы по капвложениям она вправе учесть.

Ликвидация объекта

По объекту, приобретенному для ликвидации или реконструкции, налог платить не нужно.

Данная схема позволяет сэкономить налог на имущество при учете объектов, которые не соответствуют признакам основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Компания на общей системе приобретает объект незавершенного строительства или ветхое здание с целью снести его и построить на этом месте что-нибудь другое. Компания оформляет свое намерение приказом о сносе или ликвидации имущества. Объект при этом не вводится в эксплуатацию, поскольку не выполняется одно из условий ПБУ 6/01 – отсутствует способность приносить экономический доход в будущем. Следовательно, не возникает и объекта обложения по налогу на имущество.

Минфин России признает, что имущество, не предназначенное для использования в предпринимательской деятельности компании, не признается объектом налогообложения (письмо от 22.04.08 № 03-05-05-01/24). С таким подходом согласны и арбитражные суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 20.02.12 № А55-6362/2011 и Северо-Кавказского от 13.10.11 № А53-24208/2010 округов).

Объекты недвижимости, приобретенные для реконструкции с целью последующей перепродажи, также не подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 23.06.09 № 03-05-05-01/36, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.10 № КА-А40/687-10). К аналогичному выводу приходят судьи и в отношении иного недвижимого имущества, которое в силу объективных причин не может приносить доход компании (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 21.01.10 № А33-11830/2008, Западно-Сибирского от 09.04.10 № А75-6674/2009 округов).

Перевод имущества в товары

Имущество, планируемое для продажи, можно перевести в категорию товаров и тем самым снизить налог.

Схема позволяет не уплачивать налог на имущество с момента, когда компания перестает использовать объекты в своей хозяйственной деятельности или планирует их продать.

Компания принимает решение о продаже недвижимости. При этом поиск покупателя может занять длительное время. Тогда, чтобы избежать потерь по налогу на имущество, компания переводит его в категорию товаров. Поскольку компания перестала использовать объект в своей деятельности и планирует его продать, то он уже не способен приносить экономический доход в будущем. А значит, не соответствует критериям пункта 4 ПБУ 6/01.

На практике встречаются примеры, когда судьи встают на сторону налогоплательщиков. По мнению арбитров, объекты, которые компания перестает использовать в своей хозяйственной деятельности, не соответствуют критериям основных средств. Поэтому их можно исключить из состава амортизируемого имущества и учитывать как товары для перепродажи (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 27.01.09 № А65-9168/2008, Центрального от 04.07.08 № А48-3994/07-14 округов).

В другом деле судьи указали, что спорные объекты не использовались в течение длительного времени ни в производстве, ни для управленческих нужд, ни для передачи в аренду, а в дальнейшем были реализованы по договору купли-продажи. Поэтому компания правомерно исключила недвижимость из состава основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.12 № А55-6362/2011).

Иные способы налоговой оптимизации

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

    линейным;

    уменьшаемого остатка;

    списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

    списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

Применение упрощенной системы налогообложения

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом за исключением торговых помещений, помещений деловых центров.

Лизинг

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

Переоценка

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений.

В заключение необходимо отметить, что изменения в законодательстве, безусловно, будут иметь положительный эффект для обновления основных фондов. Но при этом не нужно забывать о наличии действенных способов оптимизации имущественных налогов.

Власти субъекта могут полностью освободить организации от уплаты налога на движимые объекты. Например, в Москве и Московской области налог на движимое имущество с 2018 года обнулили. Расскажем, как долго можно применять новые ставки и как платить налог.

С 1 января 2018 года действуют новые правила по налогу на имущество . Правки коснулись движимых активов, которые компании приобрели с 2013 года. Если еще в 2017 году такие объекты были освобождены от налога, то сейчас за них надо платить в региональный бюджет. Но такой обязанности может не быть, если местные власти освободили это имущество от налога.

Федеральной льготы по налогу на движимое имущество больше нет. Но регионы получили право самостоятельно вводить льготу на своей территории (п. 1 ст. 381 НК РФ). Налог на движимое имущество надо по ставке 1,1 % с 2018 года надо платить, если власти региона не утвердили свою. Об этом ФНС сообщила в письме от 20.12.2017 № БС-19-21/327 в ответ на частный вопрос.

Налог на движимое имущество с 2018 года в Москве

С 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают региональные органы власти. Согласно нормам Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, субъект РФ вправе издать закон о применении на его территории льгот по налогу на движимые объекты. Если такого закона нет - ставки в отношении движимого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 %.

В Правительство Москвы поступило множество обращений от организаций и ИП с просьбой сохранить нулевую ставку налога на имущество организаций в Москве с 2018 года. В итоге были приняты поправки в Закон г. Москвы "О налоге на имущество организаций", то есть с 2018 года сохранена нулевая ставка налога на движимое имущество.

В итоге Мосгордума приняла Закон "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций". Документ продлил на 2018 год действие нулевой ставки налога на движимое имущество.

В статье 4 закона № 64 перечислены действующие льготы. К числу льготников добавлены организации в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ.

Закон № 4 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, и утрачивает силу с 1 января 2019 года. То есть налог на движимое имущество в Москве отменили пока на один год.

Ставка налога на движимое имущество в 2018 году в Москве - 0%

Владимир Ефимов, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы, о налоге на движимое имущество организаций в столице с 2018 года:

Налог на движимое имущество с 2018 года в Московской области

В Московской области в 2018-2020 годах в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, также установлена ставка 0% (см. таблицу). Соответствуюшие изменения внесены в Закон Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области". Документ вступил в силу с 1 января 2018 года.

Ставка налога на движимое имущество в Московской области в 2018-2020 гг. - 0%

Налоговая ставка в отношении движимого имущества в Московской области, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, устанавливается в 2018-2020 годах в размере 0 %, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Данные исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с 1 января 2013 года (дата производства определяется на основании техпаспортов).

Обратите внимание! Сроки уплаты авансовых платежей и налога на движимое имущество устанавливают субъекты РФ. Поэтому в разных регионах сроки могут отличаться.