Печка в поход своими руками. Походная ракетная печь

Настоящих любителей активного отдыха не остановят даже холода. А что может быть приятнее, чем обогреться и поесть горячего, вернувшись в палатку с мороза? В инвентарь туриста входит масса полезных принадлежностей, облегчающих жизнь, иногда это даже походная печка.

Что это такое и для чего они нужны?

Переносные походные печи предназначены для того, чтобы сделать полевые условия в холодное время года максимально комфортными. Походная печь не только даёт возможность обогреться на открытом воздухе или обогреть палатку, её можно использовать для приготовления или разогрева пищи.

Есть масса разновидностей туристических и походных печек, отличающиеся по конструкции разной сложности, материалу исполнения, типа используемого топлива, размерам и техническим возможностям. Одни модели дают возможность обогреть только небольшую палатку, другие – приготовить что-то или согреть чай. А также каждая модель предназначена для эксплуатации в определенных условиях .

Разновидности

Какими бывают печи, рассмотрим более подробно.

Мини-печь или «щепочница»

Можно встретить модели самых разных конструкций, отличительной чертой которых является небольшой размер. Примитивное устройство, малые габариты и невысокая цена – главные козыри этого вида печек. Растапливаются обычно щепой или дровами, регулирование горения не имеют, используется принцип реактивной тяги. Изготавливаются обычно из листового железа. Некоторые модели имеют варочную поверхность, позволяющую что-нибудь нагреть: например, вскипятить воду для чая или пожарить что-то на небольшой сковороде.

Газовая печь

Чаще всего представляет собой обыкновенную газовую горелку, к которой присоединяется шлангом или винтовым соединением небольшой газовый баллон. У такого типа есть свои преимущества: даже небольшой переносной газовый баллон обеспечит печку топливом, которое не придется искать на месте довольно долгое время. Само устройство не занимает много места, но имеет больший вес по сравнению с мини-печками. Конструкция не представляет собой ничего сложного, но требует определенных навыков в использовании.

На дровах

Такая печь, как правило, неразборная и имеет более внушительные размеры. Простейшая конструкция дровяной печи может представлять собой различные конфигурации: с регулированием горения и без него, с варочной поверхностью и без, может незначительно различаться принцип работы, может даже быть разборной.

Материал исполнения также различается: из тонкой стали, нержавейки или титана. Титановая печь будет стоить дороже, но имеет меньший вес и внушительный запас прочности, что обеспечивает длительную эксплуатацию. Отапливается такая печка дровами, сушняком и щепой, которые можно взять с собой или добыть на месте.

Ракетная

Простейшая конструкция, основанная на реактивной тяге воздуха. Обычно представляет собой трубу и камеру сгорания. Основной задачей печки «ракета» или «огниво» является нагревание воды или приготовление пищи: такая печь быстро нагревается и быстро остывает.

Есть особенность эксплуатации – перед тем как загрузить такую печку «серьезным» топливом, требуется прогреть трубу, предварительно сжигая в камере сгорания бумагу. Если трубу предварительно не разогреть, печка может дымить.

Складные походные печи

Отдельный тип конструкций, главным преимуществом такого типа печек является компактность и малый вес. Важно, что такую печку можно взять с собой, поместить в рюкзаке и отправиться в пеший поход, например, осенью. Конструктивно такие печи напоминают мангал – это разборная конструкция из тонкого железа или нержавеющей стали.

Для того чтобы согреться, такой печки может быть недостаточно. Конструкция позволяет приготовить что-нибудь, разогрев или зажарив на огне.

Турбо

Отдельный тип печек с нагнетателем воздуха. Обычно представляют собой небольшую печь «щепочницу» с нагнетателем воздуха на батарейках. В качестве электропитания некоторые модели предусматривают возможность подключения power bank или другого источника питания. В верхней части печки предусмотрен держатель, позволяющий поставить посуду на огонь и разогреть, вскипятить воду. Такая печь – интересный, современный девайс, позволяющий повсеместное использование.

Печи длительного горения

Такие печи предполагают тление топлива в камере сгорания. Это неразборные модели, предусматривающие искрогаситель и защитные экраны на стенках печки, что повышает безопасность. В качестве топлива используются топливные брикеты или дрова. Одна загрузка камеры сгорания может обеспечивать тепло в палатке до 5-6 часов, что очень удобно и экономно. На такой печке можно полноценно готовить, греть воду или топить снег.

«Дымок»

Представляет собой мультипечь закрытого типа. В собранном виде напоминает небольшой чемоданчик, её очень удобно переносить. В палатках такую печь использовать нельзя – печь предназначена для использования исключительно на открытом воздухе для приготовления блюд и шашлыка.

Главными преимуществами являются небольшой вес, удобство транспортировки, богатая комплектация и возможность использования печки там, где запрещено разведение костров. Труба оборудована эффективным искрогасителем, а ножки позволяют не повредить травяной покров. В комплект входят столовые приборы, некоторая посуда и шампуры.

«Кабанчик»

Печка длительного горения: одна загрузка камеры сгорания обеспечивает тепло до 5 часов, режим тления позволяет экономно расходовать топливо и не перекаливать стенки, что повышает пожарную безопасность. Представляет собой конструкцию цилиндрической формы, которая устанавливается на разборный каркас. Масса в 3 килограмма и удобная форма обеспечивают удобство транспортировки. Конструкция позволяет использовать печку как коптильню горячего копчения.

На солярке

Печь, работающая на дизельном топливе и отработанном масле. Конструкция весом до 6 килограммов представляет собой узел из следующих узлов: корпус, съемный топливный бак, блок с фитилём, горелка и отражатель. Такое устройство равномерно прогреет палатку, на горелке можно приготовить пищу или разогреть воду. Однако в момент розжига и гашения может неприятно пахнуть соляркой.

Пиролизная печка

Представляет собой простейшую печку на основе «щепочницы»: стальной цилиндрический корпус, он же топка, с креплением для котелка или железной посуды наверху. Такая печка не занимает много места и не требует навыков обращения с техникой. В то же время позволяет разогреть еду или воду, а также поможет согреться.

Допускается использование некоторых моделей в палатках. Простота конструкции – главный козырь печек такого типа.

Как выбрать?

Рынок насыщен огромным количеством моделей и производителей. Можно найти печку для любых условий. Это может быть пеший поход или вылазка с применением транспорта, отдых «дикарями» или цивилизованный с комфортом. Есть даже такие специфические модели, как печки для казана. Факторами выбора являются вид применяемого топлива, вес, конструкция и цена. Выбирать походную печку следует исходя из следующих критериев:

  • компактность – печь не должна занимать много места, или должно быть обеспечено удобство транспортировки;
  • вес – изделие должно быть легким, что особенно важно в случаях пеших походов;
  • простота конструкции – удобно, когда на интуитивном уровне можно собрать изделие;
  • возможность регулирования горения – есть модели, не предоставляющие такую возможность, в результате чего топливо быстро сгорает;
  • высокий КПД – чем дольше горит и чем больше даёт тепла такая печь, тем лучше;
  • умеренный расход топлива – его вид и расход имеет большое значение, ведь не всегда есть возможность взять топливо с собой;
  • возможность использовать печку не только на открытом воздухе, но и в палатке, других условиях;
  • многофункциональность – наличие большой варочной поверхности для приготовления или разогрева еды, а также возможность использовать печь в качестве коптильни;
  • безопасность – важно, чтобы огонь и искры оставались внутри топки;
  • экранирование – невозможность обжечься о корпус.

Если печка будет тяжелой или неразборной, отправляться в пеший поход будет затруднительно. Когда поход предполагает длительное времяпрепровождение вдали от цивилизации, дровяная печь или «щепочница» будет актуальнее газовой горелки.

  1. Задание 1 из 15

    1 .

    Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

    Правильно

    е) буксировать велосипеды;

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    г) во время движения держаться за другое транспортное средство;

    е) буксировать велосипеды;

  2. Задание 2 из 15

    2 .

    Кто из велосипедистов не нарушает правила?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    б) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;

  3. Задание 3 из 15

    3 .

    Кто должен уступить дорогу?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  4. Задание 4 из 15

    4 .

    Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    22. Перевозка груза

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.4. Велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

    22. Перевозка груза

    22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:

    б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;

  5. Задание 5 из 15

    5 .

    Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    д) перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);

  6. Задание 6 из 15

    6 .

    В каком порядке проедут перекресток транспортные средства?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков


    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются справа.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

  7. Задание 7 из 15

    7 .

    Движение на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам:

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);

  8. Задание 8 из 15

    8 .

    Кто имеет преимущество при проезде пересечения с велосипедной дорожкой?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  9. Задание 9 из 15

    9 .

    Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.3. Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м.

  10. Задание 10 из 15

    10 .

    Транспортные средства проедут перекресток в следующем порядке

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.

  11. Задание 11 из 15

    11 .

    Велосипедист проедет перекрёсток:

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

    16. Проезд перекрестков

    16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев.

  12. Задание 12 из 15

    12 .

    Мигающие красные сигналы данного светофора:

    Правильно

    8. Регулирование дорожного движения

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:

    а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

    б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.

    На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

  13. Задание 13 из 15

    13 .

    Водитель какого транспортного средства проедет перекресток вторым?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    16 Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:

    Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;

    е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.

    Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;

    16 Проезд перекрестков

    16.9. Во время движения в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.

Если вы увлекаетесь пешеходным туризмом, то знаете, какое огромное значение имеет в дороге способность обеспечить себя эффективным и надёжным источником огня. Без него вы не сможете ни приготовить пищу, ни вскипятить воду для питья, ни согреться в непогоду.

С древних времён человек решал эту проблему с помощью разведения костра. Однако такой способ требует довольно большого количества дров, наличия некоторых навыков да и не слишком хорош с точки зрения экологии и безопасности. Поэтому им на смену пришли современные газовые и бензиновые горелки, которые позволяют максимально комфортно решить все проблемы с приготовлением еды. Однако это решение тоже имеет свои недостатки. Например, если вам предстоит многодневный поход, то вес баллонов с газом или ёмкости с бензином может быть довольно значительным, а лишнюю тяжесть нести никому не хочется. Или, например, вам предстоит перелёт на самолёте, где, как известно, нельзя перевозить подобные вещи, поэтому возникает необходимость приобретения газа и бензина уже на месте, что не всегда возможно.

Поэтому всё большее количество туристов обращаются к дровяным печкам.

Они сочетают в себе все достоинства костра с предельной простотой и комфортом горелки. Для использования такой печки вам понадобится минимальное количество топлива практически любого вида: дрова, ветки, шишки, листья и даже сухая трава. Поэтому использовать дровяную печку можно в любой местности, за исключением, может быть, пустыни и ледяных торосов. А самое главное, она обладает великолепным КПД, что позволяет вскипятить литр воды буквально на нескольких сухих щепках. Это объясняется специальной конструкцией такой печки, которая использует явление пиролиза древесины .

Если вы заинтересовались подобным устройством, то можно купить одно из готовых изделий, например такое . А можно потратить один час и сделать дровяную туристическую печку самому, ведь вам понадобятся только три консервные банки разного размера и наши инструкции.

Итак, первым делом вам придётся раздобыть три консервные банки разного размера. Первая, самая большая, будет служить оболочкой. Вторая банка меньше размером, потому что она должна свободно помещаться в первой. И последняя, самая маленькая, пригодится в качестве конфорки. Кроме этого нам понадобятся маркер, дрель, ножницы по металлу и небольшой деревянный брусок.

1. Делаем вспомогательное приспособление

Этот деревянный брусок не является частью печки, а служит для её изготовления. С его помощью вам будет удобнее сверлить отверстия и производить другие операции. Вставьте брусок в банку и очертите маркером две линии примерно на уровне крышки.

Расстояние между линиями должно быть примерно 7– 8 миллиметров.

Аккуратно выпиливаем прямоугольную выемку. В эту выемку должна свободно помещаться верхняя кромка банки.

Расположим деревянный брусок таким образом, чтобы он давал надёжную опору для банки. Верхняя кромка должна при этом удобно расположиться в сделанной нами выемке.

2. Делаем отверстия в нижней части большой банки

Сначала наносим линию вдоль нижнего края банки. Эта линия нужна, чтобы разметить точки для вентиляционных отверстий. В данном случае используется специальный краситель для маркировки, но ничего не случится, если вы сделаете это простым маркером.

Вдоль размеченной нами линии сверлим отверстия. Их количество и величина имеют большое значение для работы печки. Если их будет слишком мало, то не будет тяги, если слишком много, то дрова будут очень быстро сгорать. Поэтому здесь лучше не перестараться, чтобы иметь возможность досверлить ещё отверстия после испытаний.

3. Сверлим ряд отверстий в верхней части средней банки

Делаем примерно такие же манипуляции со второй банкой (меньшей по размеру). Обратите внимание, что здесь ряд отверстий расположен в верхней части, а не возле дна, как в предыдущем случае.

4. Просверливаем дно средней банки

Делаем множество отверстий в дне банке. Их размер и количество должны быть такими, чтобы дрова не могли через них вывалиться.

В результате должно получиться примерно такое решето.

5. Собираем конструкцию

Вставляем среднюю банку в большую.

В результате наша печка состоит из двух банок, жёстко вставленных одна в другую. При этом между их стенками остаётся небольшой зазор, необходимый для движения воздуха.

6. Изготовление конфорки

Вид конфорки в разных конструкциях может несколько различаться. В данном случае используется вариант с круглыми отверстиями в боковой стенке. Делать их вы уже хорошо научились по предыдущим операциям.

Дно маленькой банки вырезаем ножницами по металлу.

Края можно выровнять молотком и обработать напильником.

7. Проводим испытания

Основная часть дровяной печки представляет собой две жестяные банки, вставленные одна в другую. Загружаем в среднюю банку горючий материал, в качестве которого могут быть использованы щепки, ветки, шишки. Лучше всего использовать сухие сучки на деревьях, потому что лежащие на земле ветки могут быть в той или иной степени сырыми.

Поджигаем и ждём, пока разгорится. На первых порах это может вызвать некоторые затруднения, однако после нескольких тренировок будет получаться с одной спички.

Когда началось уверенное интенсивное горение, ставим сверху конфорку, которую мы сделали из маленькой банки.

А уже сверху водружаем чайник или кастрюлю.

Если вы досмотрели процесс изготовления до конца и ничего не поняли или он показался вам слишком сложным, то ознакомьтесь с ещё одним вариантом. В ролике ниже демонстрируется, как сделать такую печку без всяких инструментов, кроме обычного ножа. Получается, может быть, не так аккуратно, но не менее практично.

Собираясь в поход или небольшое путешествие, важно предусмотреть возможность обогрева на открытом пространстве. Для этого необходимо заранее приобрести печку. Отличным вариантом станет походная печка на дровах. Они компактны и выдают высокий КПД.

Свернуть

Особенности

Конструкция, которой обладает печка на дровах для палатки, проста:

  • Корпус (не всегда).
  • Емкость для топлива – топочная камера (для колотых дров или прессованных опилок)
  • Колосник.
  • Дымоход (не во всех моделях).
  • Поддув.

Размеры и параметры конструкции могут быть разными – все зависит от необходимости и желания человека, а также от тех функций, которые печка должна выполнять. Сложных конструктивных особенностей нет.

Самые простые походные печи не имеют поддува (собранные из кружек или кастрюль). В некоторых, на имеющиеся элементы можно поставить решетку/емкость для подогрева еды или воды.

Преимущества и недостатки

Любая походная дровяная печь, в независимости от модели или стоимости, имеет ряд преимуществ и недостатков. Их нужно учитывать, чтобы приобрести конструкцию, отвечающую заданным параметрам и ожиданиям человека.

Преимущества:

  • Компактность.
  • Легкость.
  • Доступность для самостоятельной сборки и установки (минимальное количество элементов конструкции).
  • Работа на всех видах древесного топлива.

Дополнительные общие преимущества:

  • Они экономичны (не требуют много дров для выделения большого количества тепла).
  • Не зависят от условий окружающей среды (процесс горения всегда ровный и стабильный, не зависящий от погодных показателей).
  • Возможность установки, как на открытом месте, так и внутри палатки.
  • Простота и доступность установки и использования.
  • Наличие в модельной линейке небольших агрегатов — мини-печек.
  • Их легко транспортировать.
  • Низкая стоимость комплектующих.
  • Дым и копоть отсутствуют полностью.
  • Можно легко регулировать силу огня.
  • Конструкция абсолютно безопасна в эксплуатации.
  • Все варианты обладают высоким показателем производительности (КПД не ниже 70%).

Также незначительный нагрев корпуса (если он имеется) позволяет избежать ожогов, когда возникает необходимость переместить устройство или дотронуться до него.

Недостатки:

  • Дрова прогорают быстро (выделилось небольшое количество тепла).
  • Не все нагревательные приборы приспособлены для подогрева еды или воды.
  • Рекомендуется использовать сухие дрова, чтобы избежать появления дыма или копоти (актуально, если нагрев будет устанавливаться непосредственно в палатке).

Дополнительно нужно помнить: срок эксплуатации некоторых моделей непродолжительный. Они могут выйти из строя уже через 1-2 сезона, особенно, если использовались не совсем качественные материалы (тонкое железо).

Как выбрать?

Удобные туристические печки на дровах сочетают два важных показателя:

  • легкость;
  • практичность в использовании.

Компактность – важный элемент для снаряжения в походе.

Любую из выбранных моделей можно:

  • собрать/разобрать самостоятельно/вдвоем;
  • убрать в рюкзак/машину.

Походные/туристические печи на дровах для палатки для установки внутрь должны быть выбраны с особым вниманием к деталям. Основные советы сводятся к тому, чтобы понять, какие функции должна выполнять печь. Учитываются особенности:

  • Если предполагается только обогрев, то учитывать нужно площадь палатки – для небольшой конструкции потребуется компактная печка (может быть использован мини – вариант), так как она не будет дымить и коптить внутри, а выделившегося тепла хватит для комфорта в любую погоду.
  • Если в палатке предусмотрено окошко, то можно выбрать вариант с дымоходом. Для приготовления пищи печь должна иметь решетку, на которую можно положить продукты или поставить емкость.

Также учитываются габариты. На открытом пространстве они могут быть любыми – от небольшой, до агрегата, способного обогреть сразу несколько палаток, если провести в них трубы.

Модели

Для того чтобы можно было выбрать оптимальную печку для использования в походе, следует ознакомится с информацией о 6 самых востребованных моделях (они разных размеров, так что будет из чего выбрать):

Модель Характеристика Размер Цена (руб.)
Frontier Stove
Туристическая, универсальная, на твердом топливе (дрова, щепки, ветки), складная. 300x300x500 мм от 15000
BioLite CookStove
Портативная нагревательная система с возможностью приготовления пищи и разогрева еды. В комплект входит портативный гриль и емкость для воды. Топливо – щепки, ветки 210x114x114 мм от 10000
Grillux Мангал-печь для казана Предназначена для приготовления еды и обогрева. Работает на открытом пространстве в любую погоду 466Х466Х675 мм от 5900
BioLite BaseCamp
Имеется возможность подключения аккумулятора для зарядки мобильной техники 336х336х381 мм (в сложенном состоянии), 336х787х584 мм (в рабочем состоянии). от 28000
BOYSCOUT
Предназначается исключительно для обогрева. Работает на любом виде твердого топлива 115Х95Х70 мм от 250
Дуплет 1 INOX

Отличная многофункциональная печка. Подойдет для обогрева палатки, а также для приготовления пищи 345x500x315 мм от 6000

Выбор производителя и модели зависит от финансовых возможностей и выполняемых устройством функций.

Процесс подготовки к работе несложен. Основные моменты, которые рекомендуется учитывать:

  • раскладывать или хранить древесное топливо непосредственно перед отверстием топки запрещено, чтобы не случилось пожара;
  • угли из топочной камеры нужно удалять аккуратно (не в палатке), они не должны гореть или тлеть.

Печь в рабочем состоянии должна быть:

  • удалена от горючих материалов, рекомендуемое расстояние составляет не менее 0,5 метра;
  • над печкой должно быть свободное пространство.

Если используются большие модели, то требуется учитывать, что перед дверцей должно быть расстояние в 1,5 метра. В некоторых моделях предусмотрены специальные зацепы. Они потребуются в тот момент, когда нужно открыть крышку/дверцу.

Используются:

  • сухие/естественной влажности дрова (колотые/небольшие поленья);
  • ветки;
  • шишки (сухие);
  • пресованные древесные отходы;
  • щепа.

Некоторые отопительные системы рассчитаны на использование небольших шишек.

Внимание! В случае внезапного возгорания печи, пространства рядом с ней можно использовать для тушения не только воду, но и песок, землю. Идеальный вариант – огнетушитель (имеется, если путешествие производится на машине)

Вывод

Современная дровяная печь в палатку – это источник комфорта, но и элемент, который требует повышенного внимания. Большинство моделей просты и понятны в эксплуатации, безопасны, но не следует забывать об элементарной технике безопасности, чтобы поход приносил исключительно радость и позитивные эмоции.

Перед первым применением необходимо подробно изучить инструкцию, так как модели отличаются друг от друга по выполняемым функциям и используемым для работы элементам.

Отдыхая на природе, вам рано или поздно потребуется огонь – чтобы подогреть консервы, сварить кашу или вскипятить чай. Разумеется, можно разжечь открытый костер, но порой отсутствие леса или дождь не позволяет сделать это. На помощь приходит походная печь, своими руками сделанная и этими же руками доставленная! О том, как изготовить такую конструкцию, мы поговорим в сегодняшней статье.

Для чего нужны походные печки?

Походная печь является эффективным «заменителем» костра. Но вот для нее, в отличие от того же костра, топлива нужно совсем немного. Это могут быть:

  1. сухие ветки;
  2. древесная кора, щепки, шишки;
  3. камыш;
  4. угли, оставшиеся после старого костра.

Обратите внимание! Соотношение выделяемого тепла и загружаемого топлива у походной печи в несколько раз выше, чем у костра. Другими словами, при равнозначном объеме топлива количество тепла неодинаково.

Выходит, имея одинаковое количество дров, на печке вы сможете приготовить ужин, а на костре сделать это, увы, не получится. Благодаря отечественным умельцам сегодня существует достаточно много различных модификаций походных конструкций. Условно все они делятся на одно- и двустенные. Вы можете их:

  1. соорудить на месте отдыха, располагая подручными материалами;
  2. сделать заранее, используя старую кастрюлю, консервные банки, листовой металл и проч.

При этом сама походная печь должна потреблять минимальные объемы топлива, быть малогабаритной, легкой, удобной, а также нагревать посуду, а не окружающий воздух.

Видео – Походная печь. Детальный обзор

Особенности конструкции и ее преимущества

Как мы выяснили, походная печка является крайне полезным устройством, без которого трудно обойтись на рыбалке или просто в отдыхе за городом. Если говорить о стандартных печах с колосниками, то они нуждаются в больших объемах дров по причине хорошей тяги. Словом, топливо быстро сгорает.

А вот в конструкциях без дна, где дрова лежат непосредственно на земле, горение замедляется, угли подолгу тлеют, а после загрузки новой порции разгорание происходит моментально. Но тяга в таком случае плохая, да и тепло практически не аккумулируется.

В походных конструкциях с подставками тяга максимальна. Если блюдо, которое планируется приготовить, следует варить на слабом огне, то печку нужно попросту поставить на землю, перекрывая тем самым колосник. В таком случае поступление кислорода ухудшается, горение замедляется, а время, соответственно, продлевается. Но вне зависимости от конструкции все печки подобного типа обладают существенными достоинствами, среди которых:

  1. экономичность;
  2. универсальность и автономность от погодных условий;
  3. эффективность;
  4. компактность;
  5. длительное горение без образования дыма;
  6. удобство в использовании и транспортировке;
  7. регулировка мощности;
  8. безопасность;
  9. производительность.

Также добавим, что ввиду того что дрова сгорают изнутри, корпус печки разогревается несильно. Его даже можно немного подержать в руках, благо древесина эффективно изолирует тепло. Но в работе с открытым огнем, конечно же, всегда нужна осторожность!

Вариант №1. Миниатюрная печка из консервной банки

Самый примитивный одностенный вариант – это походная печь своими руками, выполненная из консервной банки. В процессе ее создания вам понадобится обычная консервная банка или же железная кружка, но обязательно минимального размера (примерно как высокий стакан). В дальнейшем же вам предстоит совершить такие действия.

Шаг 1. Вначале проделайте в дне кружки или банки пару-тройку отверстий для создания тяги (они послужат источниками для подачи воздуха в корпус). Важно, чтобы эти отверстия совпадали с внутренним каналом движения воздуха. Есть и другой вариант – проделать в дне одну большую дыру, но в таком случае угли могут выпадать наружу.

Шаг 2. Затем заполните банку маленькими (толщиной примерно в палец) деревянными чурками, чтобы те при этом не выходили за края банки. Закладка дров должна быть строго вертикальной (некое подобие «индийской свечи»).

Шаг 3. После этого извлеките из корпуса чурку, которая расположена в центре, – так вы обеспечите канал для прохождения воздуха.

Шаг 4. Засуньте в образованный канал бумагу или сухую траву, подожгите ее.

Шаг 5. Данная конструкция, объем которой будет составлять примерно 500 мл, будет гореть порядка 25-ти минут, чего более чем достаточно для приготовления чего-либо «на скорую руку». Территория при этом задымляться не будет!

Шаг 6. Разумеется, если в походе принимает участие много человек, то банка должна быть больше – хотя бы на один или два литра. Но зато в таком случае для получения стабильного горения дрова нужно использовать более толстые, да и в большем количестве.

Пламя, «добытое» с помощью такой конструкции, будет гореть порядка 60 минут. Этого хватит, чтобы и картошку как следует сварить, и шашлык на тлеющих углях пожарить.Это лишь один из вариантов изготовления. Теперь переходим к следующему.

Читайте так же, как самостоятельно сделать печь

Вариант №2. Изготовление печки из кастрюль

Если планируете изготовить двухслойную печь, то можете использовать кастрюли из «нержавейки», которые называют также баками с крышками (стоят они достаточно дешево). Такая конструкция отлично подойдет для похода, так как бюджетная и простая в выполнении. Расходы для нее практически нулевые, она эффективно заменит костер, а топливо для ее работы найдется в любом лесу.

С конструктивной точки зрения печь на два слоя – это две кастрюли разного размера, вставленные друг в друга. В боковой стенке наружной кастрюли вырезан проем примерно в? высоты для того, чтобы загружать топливо. А вот на дне проделаны параллельные колосниковые щели с поворачивающимися перемычками или обычные отверстия.

На этот колосник ставится подставка. Затем подставка нагружается дровами, а поверх всего этого ставится вторая емкость меньшего размера – она и будет греться от пламени. Вторая кастрюля будет окружена огнем и разгоряченными стенками большей емкости, благодаря чему расход топлива минимизируется, а вырабатываемое тепло – экономится.

Обратите внимание! Дужку для котелка обязательно нужно выполнить в виде отдельного съемного элемента.

Описываемая конструкция походной печки предельно проста, в связи с чем отличается компактностью и мобильностью. Вы запросто поднимете ее вместе с горящими дровами и перенесете в другое место (если, к примеру, начался дождь и огонь нужно перенести под навес).

Вариант №3. Складная походная печь своими руками

Очень эффективная конструкция, для изготовления которой, однако, требуется больше времени и сил, а также предварительная подготовка. Для начала необходимо обзавестись такими расходными материалами и оборудованием, как:

  1. рулетка;
  2. болгарка;
  3. электродрель, а также набор сверл к ней;
  4. напильник;
  5. пассатижи;
  6. спицы от велосипеда;
  7. рояльные петли;
  8. лист металла толщиной в 1 миллиметр.

Также отметим, что для того чтобы сделать складную печку, можно использовать:

  1. железные листы от корпуса старой газовой плитки или же холодильника;
  2. боковые стенки от старого компьютерного системного блока (эти варианты способны заменить листовую сталь).

Обратите внимание! Начиная создание складной походной печки, обязательно ознакомьтесь с ее эскизом, а также создайте по нему шаблоны планируемых элементов конструкции.

В ходе работы вам потребуется выполнить следующий алгоритм действий.

Шаг 1. Вначале разметьте по подготовленным шаблонам все элементы конструкции на листовом металле, после чего вырежьте эти элементы при помощи болгарки.

Шаг 2. В том куске, которые будет использован для обустройства дна, проделайте отверстия.

Шаг 3. Затем обработайте края образованных отверстий напильником, чтобы устранить заусеницы.

Шаг 4. Соедините боковые стенки конструкции между собой, используя рояльные петли на заклепках. В итоге у вас должен получиться своеобразный короб.

Шаг 5. По всему периметру днища, а также на нижних кромках боковых стеной нужно заранее предусмотреть специальные «ушки», загнутые в одну сторону.

Шаг 6. Под образованный короб подкладывается элемент, который послужит днищем, при этом «ушки» двух элементов совместятся с каждой стороны и сформируют трубочку. В эту трубочку необходимо вставить штыри, сделанные из спиц. Такая маленькая хитрость позволяет сделать печку более устойчивой в функционирующем состоянии. Кроме того, если будет необходимость, конструкцию можно будет легко разобрать для транспортировки или же хранения.

Шаг 7. На колосниковой решетке сделайте дополнительные выступы, установленные в отверстия, которые вырезаны по бокам.

Шаг 8. Также в боковине будет еще одно отверстие, посредством которого будет загружаться топливо.

Шаг 9. Вырезы, проделанные в верхней части короба, не только усиливают тягу – их также можно использовать для укладки шампуров.

Вариант №4. Конструкция из нескольких консервных банок

Вначале вам нужно подготовить три консервных банки (две меньшего размера и одну – большего). После этого возьмите такие инструменты:

  1. ножницы для металла;
  2. асбест;
  3. маркер.

Выполните следующие действия.

Шаг 1. Сделайте заготовки. Возьмите большую банку, отступите от днища примерно 20 сантиметров, приложите туда банку поменьше и обведите маркером. Должен образоваться ровный круг.

Шаг 2. По этому кругу вырежьте отверстие, сделайте так, чтобы банка входила в него, но с трудом.

Шаг 3. В банке поменьше сделайте аналогичное отверстие. Меньшую поместите в большую.

Шаг 4. Сделайте на одной стороне банки параллельные надрезы примерно в 2-3 сантиметра.

Шаг 5. Возьмите крышку от большой банки, проделайте в ней отверстие для маленькой. Отшлифуйте срезы.

Шаг 6. На стенке банки сделайте вертикальные прорезки примерно на 1,5-2 сантиметра.

Шаг 7. Пустоты между банками засыпьте асбестом, после чего закройте крышку и загните металл.

Шаг 8. Возьмите кусок жести и сделайте из него полку для дров, закрепите ее.

Шаг 9. Теперь только приделайте ручку, чтобы удобно было переносить конструкцию. Все, походная печь своими руками готова! Можете покрасить ее.

Видео – Изготовление походной печи

В качестве заключения

При планировании отдыха на природе все предметы обихода нужно предварительно предусмотреть. Разумеется, походную печку можно приобрести в любом специализированном магазине, но гораздо приятнее сделать ее своими руками. Ведь это даст возможность сэкономить деньги и воплотить свои фантазии, отлично скоротать время на свежем воздухе. Удачи в работе!