Зоология - это наука о животных. История развития зоологии
Почему птицы летают?
Если внимательно смотреть за полетом птиц, то можно увидеть, что птицы совершают движения крыльями вперед , одновременно раздвигая крылья, затем вниз и назад, сдвигая крылья, и, наконец, вверх.
Химия
Обучение химии - школьникам, абитуриентам, студентам, аспирантам.
Смотрите раздел сайта по ХИМИИ - там вы можете заказать книги по химии, прочитать материалы лекций по химии (Бармин М.И., автор публикаций и серии книг, доцент кафедры, лауреат премии "Грант С.-Петербурга).
Биология
Смотрите раздел сайта по биологии , для школьников, абитуриентов, студентов. Также вузы и факультеты для биологов.
Наука о животных
Сведения из истории зоологических открытий, их значении в развитии биологии, об особенностях строения и жизни многих интересных животных, их взаимосвязи, роли в природе и в жизни человека.
Очень грустные и неожиданные факты о животных
Глядя на очаровательных животных, мы обычно радуемся: какие они красивые, какие милые у них малыши... Однако быть животным - не так-то просто, некоторые факты поражают воображение. Это вовсе не то, что мы думали!
Эта статья поможет вам узнать немного больше о животных, и это не всегда радостно...
Человечество уничтожило 60% животных с 1970 года
Это огромная потеря, трагедия сама по себе, но и угроза выживанию цивилизации, считают ведущие учёные мира.
Человечество уничтожило 60% млекопитающих, птиц, рыб и рептилий с 1970 года, что привело ведущих мировых экспертов к предупреждению о том, что уничтожение дикой природы в настоящее время является чрезвычайной ситуацией, которая угрожает цивилизации .
Эти животные милые, уродливые, или уродливо-милые? Что вы думаете? ТОП-20
Ребята, вы когда-нибудь видели обезьяну с носом?! А знаете, как выглядит аксолотль? Эти животные, которых мы собрали в статье, могут быть отнесены как к самым милым созданиям, так и к... самым уродливым, потому что они такие странные ! Смотрите сами и решайте, кто они для вас?
ТОП-10 лучших зарубежных Youtube-каналов по ветеринарии
Эти каналы должен смотреть каждый ветеринар!
Все они - на английском, но это лучшее, что вы можете найти!
Игуаны замерзают и падают с деревьев во Флориде. Дождь из ящериц!
Идёт дождь из ящериц?! Да! В Америке в начале 2018 года идёт дождь из игуан. В буквальном смысле. Во Флориде в первую неделю 2018 года так холодно, что игуаны просто замерзают и падают с деревьев.
Зоология — наука о животных — в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.
Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.
В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных — их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, — науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.
Морфология — наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия — изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия — изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология — изучающая микроскопическое строение животных.
Эмбриология — наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.
Физиология — наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.
Экология — наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.
Гидробиология — наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.
Зоогеография — наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.
Палеозоология — наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.
Систематика — наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.
Еще интересные статьи
Слово «зоология» состоит из двух слов - «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.
Что изучает
При изучении обширной области зоологии науки о животном мире - затрагиваются следующие биологические дисциплины:
- цитология - наука о клетках;
- физиология - наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
- анатомия (морфология) - внешнее и внутренне строение организма;
- эмбриология - наука о развитии зародыша;
- палеонтология - наука об ископаемых животных;
- генетика - наука о развитии и наследственности организмов;
- систематика - разработка принципов классификации.
Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.
Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.
В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:
Рис. 1. Животные.
Зоология тесно связана с другими смежными науками - медициной, ветеринарией, экологией.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Отличия от растений
Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:
- клеточное строение;
- рост;
- обмен веществ;
- дыхание;
- выделение продуктов жизнедеятельности;
- размножение.
Однако животных от растений отличает ряд признаков:
- отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
- гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
- наличие системы органов или её зачатков;
- активное движение;
- наличие инстинктов и поведения.
Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.
Виды животных
В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.
Рис. 3. Членистоногие - многочисленные животные.
Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:
- Надцарство (Домен);
- Царство;
- Подцарство;
- Класс;
- Отряд;
- Семейство;
Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.
Что мы узнали?
Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 13.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ЗООЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОТНЫХ
Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, определить значение животных в природе и жизни человека.
Оборудование: натуральные объекты - животные из уголка живой природы (аквариумные рыбки, и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты.
Ход урока
Знакомство с учебником «Биология. Животные»
Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форзацы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебником», выделить в нем основные рекомендации.
II. Рассказ учителя
Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.
В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.
Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).
Моллюски128 ООО
Черви (плоские, круглые, кольчатые)
32 000
Членистоногие
1 500 000
Рыбы
Кишечнополостные
20 ООО
Животные
9 000
Птицы
8 000
около 2 000 000 видов
Прочие (губки, иглокожие...)
Звери
4 000
Пресмыкающиеся
Земноводные
Простейшие
6 000
2 600
28 000
- В чем заключается это разнообразие?
Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр.
Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения животных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классификации животных, которые нам дает наука систематика. Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), орнитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих. Как вы видите, все эти науки изучают животных. А животное в переводе на греческий - «зоон», наука, учение - «логос». Итак, наука о животных - зоология. Таким образом, в настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных. Запишите определение зоологии в тетради. С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии. Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?
Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленности и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности животных. Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоплением планктонных раковин (планктон - живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос - обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).
Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобретают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ископаемых (нефти, угля и других).
А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.
Человек использует животных также в качестве биологических врагов, уничтожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.
Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.
А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредными (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными методами. Главное в этой борьбе учесть все последствия.
IV. Закрепление
- - Что изучает зоология?
- Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?
Домашнее задание
§ 1; В тетради записать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов»; «Признаки живого».